Стратегия «неудачи»: плюсы и минусы маргинальных практик

63 Просмотры
Издатель
Как правило, пишущий человек стремится к обретению популярности. Но правило это работает далеко не всегда. Конечно, популярность бывает разная – это может быть широкая известность у массового читателя, а может быть признание относительно небольшого элитарного кружка. В этот раз нам хотелось бы поговорить о неочевидных литературных практиках и об авторах, которые сознательно избегают популярности, работая со сложно устроенными текстами или же постоянно меняя авторскую маску.
В дискуссии участвуют: Николай Байтов, Татьяна Бонч-Осмоловская, Александр Бубнов, Михаил Вяткин, Александр Житенев, Гали-Дана Зингер, Игорь Левшин, Света Литвак, Андрей Черкасов, Владимир Пряхин, Алексей Лукьянов.
Модератор Анна Голубкова (Москва)
Темы, вынесенные для обсуждения:
1. Манифестом ориентированного на «неудачу» искусства является эссе Николая Байтова «Эстетика “не-Х”» – http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/BYTOV/not-x.html. Насколько соответствует ему практика самого Николая Байтова? Как его собственная известность сочетается с провокативностью литературных произведений? Является ли эта провокация намеренной или же это побочный результат задекларированной «антитоталитарной» эстетики “не-Х”?
2. История литературы на данный момент настолько богата и разнообразна, что выбор любой творческого метода так или иначе отсылает к какой-то традиции, в том числе, к примеру, авангардной, дадаистской или древним художественным практикам. Какими могут быть причины обращения «через голову мейнстрима» к забытым или новейшим традициям? Является ли этот выбор осознанным? Как он сочетается со стремлением к популярности или отказом от нее?
3. Нетрадиционные традиции. Формальные ограничения и комбинаторные методы в литературе. Практика их применения, проблема популяризации и восприятие аудиторией. Где границы формальных приемов, со стороны «нормальных» текстов и с другой стороны? Могут ли комбинаторные методы подчеркнуть связи с определенного рода традицией? Насколько эта связь прочитывается неподготовленным реципиентом?
4. Элементы абсурда, сюрреализма и дадаизма в практике современных авторов. Проект Михаила Вяткина «Пути абсурда – лаборатория».
5. Поэт больше чем поэт. Новые концепции стиха: «Черновик» Александра Очеретянского. «Интегральный стих» Александра Бубнова.
6. Практика поэтического вычитания Андрея Черкасова. Является ли применение нетрадиционных носителей – видео, аудио, компьютерные игры, программы, интерактивные инсталляции и другие технологии – способом маргинализации поэтического высказывания? Или наоборот – это выход на более широкую читательскую аудиторию?
7. Создание многочисленных авторских масок – гарантированный способ избежать обретения популярности? Зачем авторы это делают и чего таким образом пытаются добиться? Если автор популярен, он будет популярен во всех лицах: феномен Ромена Гари. А если не популярен? Случай Фернандо Пессоа. Валерий Нугатов и Дед Хоссан. Гали-Дана Зингер, Гала Пушкаренко, Котик Верблюдов.
Категория
Стратегия
Комментариев нет.